ЗАОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ДЕПУТАТА
Уважаемые депутаты представительных органов муниципальных образований!
Законодательное Собрание Иркутской области реализует проект «Заочная консультация для депутата».
Цель проекта: оперативное и профессиональное консультирование депутатов представительных органов муниципальных образований Иркутской области по правовым вопросам, связанным с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим актуальным темам.
Куратор проекта: отдел по работе с представительными органами муниципальных образований аппарата Законодательного Собрания Иркутской области.
Ждём ваших вопросов по электронному адресу: alex@duma.irkutsk.ru
Просим вас при обращении в Законодательное Собрание сообщать фамилию, имя, отчество, муниципальное образование.
Ответы на ваши вопросы будут размещены здесь - в рубрике "Заочная консультация для депутата"
Вопрос: К компетенции какого органа местного самоуправления относится утверждение с 1 января 2009 года долгосрочных муниципальных целевых программ: представительного органа муниципального образования или местной администрации?
С уважением, председатель Думы Иркутского районного муниципального образования – А.А. Прокопьев
Ответ: Нормами Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции и вступила в силу с 1 января 2009 года.
Так, согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного Кодекса долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Вместе с тем, нормы пункта 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. Указанные программы с силу пункта 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Данные программы предусматривают общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования и не содержат, в отличие от долгосрочных целевых программ, конкретные направления расходования средств местных бюджетов и объемы их финансирования.
Вопрос: Прошу разъяснить, вправе ли Дума муниципального образования утверждать кандидатуры заместителей главы администрации муниципального образования? Если да, то какова процедура утверждения?
Председатель Думы МО «Заларинский район» С.Ф.Земляничкин
Ответ: В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:
1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);
2) аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;
3) функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);
4) территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).
Согласование заместителей главы администрации муниципального образования представительным органом муниципального образования возможно, если в уставе муниципального образования будут прописаны полномочия представительного органа муниципального образования по согласованию заместителей главы администрации муниципального образования. Кроме того, в устав муниципального образования должны быть внесены нормы по процедуре согласования заместителей главы администрации муниципального образования.
В качестве примера можно привести нормы Устава Иркутского районного муниципального образования. Так, в соответствии со статьей 46 Устава Иркутского районного муниципального образования от 31.07.2008 №49-365/рд первый заместитель мэра района является должностным лицом, назначаемым мэром района по согласованию с Думой Иркутского района на срок, не превышающий срок полномочий мэра района. Предложения о кандидатуре первого заместителя мэра района вносятся мэром района на рассмотрение Думы не позднее 30 дней со дня его вступления в должность либо со дня прекращения полномочий первого заместителя мэра района. Дума Иркутского района рассматривает представленную мэром района кандидатуру в течение 10 дней со дня внесения предложения о кандидатуре. Решение Думы о согласовании либо отклонении представленной мэром района кандидатуры принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов. В случае отклонения Думой представленной кандидатуры мэр района вносит предложение о новой кандидатуре в течение 15 дней со дня отклонения. Дума вправе отклонить представленную мэром района кандидатуру не более двух раз. В случае двукратного отклонения Думой кандидатуры первого заместителя мэра района мэр района вправе единолично принять распоряжение о назначении лица на указанную должность.
Вопрос: Можем ли мы внести в Устав Мегетского муниципального образования изменения в части (избрание главы администрации из числа избранных депутатов)?" Не будет ли эти изменения нарушать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Поскольку такое предложение о внесении изменений в Устав Мегетского муниципального образования юристом Думы, было признано незаконным, мотивируя это тем, что такой выбор может быть сделан только в городском округе, таком как Усолье-Сибирское. Хотя Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выбирать главу администрации из числа депутатов.
Депутат Думы Мегетского муниципального образования Рудых Татьяна Георгиевна.
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии со статьей 44 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, каким способом избирается глава муниципального образования, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования - представительный или исполнительный.
Вопрос: В статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ внесены изменения Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», в соответствии с которыми решения о внесении изменений в устав муниципального образования, изменяющие структуру органов местного самоуправления, в целях создания контрольного органа, вступают в силу с момента опубликования. Но при этом федеральные законодатели не внесли изменений в статью 34 этого же закона. А в соответствии с требованиями данной статьи такие изменения вступят в силу не позднее сроков истечения полномочий Думы нынешнего созыва. Мы в некой растерянности. Напрашивается совершенно логичный вопрос. Возможно ли, сейчас создать контрольный орган, который был предусмотрен в нашем Уставе Думой нынешнего созыва, путем внесения изменений? И если мы в этом году не успеваем создать КСО, до сроков проведения внешней проверки отчет об исполнении бюджета (ст.264 БК РФ), будет ли правомочна внешняя проверка, предусмотренная нашим порядком?
С уважением ведущий специалист аппарата Думы МО города Бодайбо и района - Погорелова Надежда Халитовна.
Ответ: Федеральным закон от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», вносятся изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с новыми положениями внесенными в часть 8 статьи 44 изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Согласно данным нормам изменения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений.
Следовательно, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следует особо отметить, что внесенные в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормы, позволяющие создавать контрольный орган муниципального образования с момента вступления в силу изменений в устав муниципального образования, позитивно отразятся на осуществлении бюджетных полномочий муниципальных образований. Согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлена обязательность внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования перед его утверждением. Созданный контрольный орган может своевременно осуществить внешнюю проверку годового отчета бюджета муниципального образования.
Вопрос: Каков порядок формирования представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений (п. 1 части 4 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Прошу Вас дать ответ с точки зрения правоприменительной практики закона.
Владыкина Ольга Михайловна, администрация Мегетского городского поселения.
Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального района формируется из глав сельских и городских поселений, входящих в состав этого муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений, которые избираются представительным органом каждого из этих поселений из своего состава с равной нормой представительства независимо от численности населения поселений.
Формирование такого рода представительного органа предусматривает выдвижение инициативы представительным органом поселения, расположенного в границах муниципального района. В то же время устанавливаются определенные требования к реализации этой инициативы. Во-первых, она должна быть оформлена решением представительного органа соответствующего поселения. Во-вторых, поддержка должна быть выражена в течение одного года со дня выдвижения этой инициативы. В-третьих, инициатива должна быть поддержана представительными органами не менее двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. В-четвертых, решение об инициативе формирования представительного органа муниципального района должно иметь определенное содержание. В нем в обязательном порядке указывается: а) предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в состав представительного органа муниципального района; б) день начала работы сформированного представительного органа муниципального района. При этом день начала его работы не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, который сформирован посредством муниципальных выборов. В-пятых, порядок формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, избираемых этими органами из своего состава, должен быть закреплен в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
При этом варианте формирования представительного органа муниципального района вновь избранный глава поселения сменяет в составе представительного органа муниципального района своего предшественника на посту главы поселения.
Избрание нового состава представительного органа поселения вызывает необходимость избрания из его состава новых членов представительного органа муниципального района. При таком порядке формирования представительного органа муниципального района представительный орган поселения вправе в любой момент заменить ранее избранных им членов представительного органа муниципального района.
Поскольку очередные выборы в Думу Ангарского муниципального образования (далее – Ангарское МО) будут проходить в октябре 2010 года, одному из поселений, входящему в Ангарское МО (Савватеевское сельское поселение, Одинское сельское поселение, Ангарское городское поселение, Мегетское городское поселение) необходимо выдвинуть соответствующую инициативу.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального района о выдвижении соответствующей инициативы должно быть в течение одного года поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.
Из этого следует, что вышеуказанное решение направляется в представительные органы муниципальных образований, входящих в состав Ангарского муниципального района.
В данном решении необходимо обозначить норму представительства депутатов поселений в формируемом представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного представительного органа муниципального района.
При определении нормы представительства депутатов представительных органов поселений Ангарского МО необходимо учитывать требования части 7 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о минимальной численности депутатов представительного органа муниципального района (не менее 15 человек). На сегодняшний день статья 27 Устава Ангарского МО предусматривает, что районная Дума состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на пять лет.
Предполагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений Ангарского МО в Думе Ангарского МО составит не менее 3 (три) депутатов от каждого поселения.
Процедура избрания депутатов представительных органов поселений в состав муниципального района, в каждом конкретном случае устанавливается самостоятельно представительным органом поселения.
При этом целесообразно учитывать следующее:
1) депутатом представительного органа муниципального района может быть любой депутат представительного органа поселения, кроме депутата, являющегося главой поселения, который входит в состав представительного органа поселения по должности;
2) представительный орган поселения избирает депутатов представительного органа муниципального района тайным голосованием;
3) кандидатуры для избрания депутатами представительного органа муниципального района предлагаются депутатами представительного органа поселения, в том числе путем самовыдвижения. При этом выдвинуто должно быть не менее двух кандидатур на каждый депутатский мандат представительного органа муниципального района. Согласие кандидата на его избрание является обязательным. Обсуждение кандидатур является открытым и гласным;
4) поскольку по результатам голосования замещается один мандат депутата представительного органа муниципального района, то избранным считается кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, превышает число голосов, поданных против него;
5) по результатам голосования представительный орган поселения принимает одно из следующих решений: об избрании депутата представительного органа муниципального района или проведении повторного голосования с новым выдвижением;
6) данные об избранном депутате районного представительного органа (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, образование, место постоянной работы) публикуются для сведения населения.
В связи с переформированием представительного органа муниципального района потребуется изменение Устава Ангарского МО и уставов муниципальных образований входящих в Ангарское МО.
Данные уставы также должны учитывать особенности переходного периода, вытекающие из того обстоятельства, что изменения в полномочиях ряда органов местного самоуправления в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 131-ФЗ вступят в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
С учетом правоотношений, сложившихся в Ангарском МО в настоящее время, можно предложить следующий вариант действий по реализации пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ:
-действующий представительный орган Ангарского МО принимает изменения в Устав, вытекающие из формирования представительного органа из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений до истечения его полномочий;
-действующий глава муниципального образования, в этом случае, исполняет полномочия главы администрации до истечения срока его полномочий, на который он был избран;
-представительный орган района на этот период возглавит один из членов представительного органа муниципального района.
Преимуществом данного варианта является то, что соответствующие изменения Устава Ангарского МО, в случае их государственной регистрации, вступят в силу с начала работы вновь сформированного представительного органа муниципального района.
Предполагается, что при этом будет обеспечен бесконфликтный переход от одной системы представительства к другой. Данный вариант нереализуем при отрицательном отношении к нему действующего состава представительного органа муниципального района.
Действующее законодательство позволяет реализовать и другие варианты преобразования системы организации власти в муниципальном районе.
Вопрос: В целях оптимизации расходов средств местного бюджета Думой муниципального образования "город Черемхово" принято решение о том, что полномочия заместителя председателя Думы осуществляются на непостоянной основе (до настоящего времени осуществлялись на постоянной основе). Каким образом должно быть оформлено данное изменение (виды и размер компенсационных выплат, запись в трудовую книжку, социальное и медицинское страхование)?
С уважением, помощник председателя Думы муниципального образования "город Черемхово" Середкина Татьяна Александровна.
Ответ:
1. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) депутату представительного органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. В соответствии с данной же статьей депутаты представительного органа местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Как следует из статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется: наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, вопросы, связанные с осуществлением депутатских полномочий на постоянной основе, в том числе условия осуществления полномочий депутата, а также порядок принятия решения представительного органа о работе депутатов на постоянной основе, должны регулироваться уставом муниципального образования.
В этой связи предметом уставного муниципального регулирования должен являться вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа, осуществляющих полномочия на постоянной основе.
Таким образом, оформление соответствующего решения Думы муниципального образования «город Черемхово» должно осуществляться в соответствии с Уставом муниципального образования.
2. В соответствии со статьей 28 Устава муниципального образования «город Черемхово» досрочное прекращение полномочий председателя Думы и заместителя председателя Думы осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Думы города «Черемхово». Учитывая названную уставную норму полагаем возможным оформление соответствующего изменения как прекращение полномочий заместителя председателя Думы на постоянной основе. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках». В соответствии с указанными правилами следует производить записи в трудовую книжку.
3. В соответствии с частью 5.1. статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлены основные правовые, социальные, материальные, организационные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области при осуществлении их полномочий.
Статьей 14 вышеуказанного Закона области установлены гарантии, предоставляемые депутату представительного органа местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий.
Учитывая вышеизложенное, гарантии, предоставляемые депутату представительного органа местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий должны определяться Уставом города «Черемхово» и не могут быть ниже гарантий, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Одновременно информируем, что выбор норм материального права, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств правоотношений, и их истолкование относятся к полномочиям суда общей юрисдикции, а проверка законности и обоснованности его решения в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством - к полномочиям вышестоящих судебных инстанций.
Вопрос: Имеет ли свидетельство на землю определенный срок? Вантеева А.Ф. – депутат Думы муниципального образования «Новая Ида»
Ответ: В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 1998 года), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и срок действия настоящего свидетельства бессрочный.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года №219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также
- государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей",
- свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю,- договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Вопрос: Будет ли продлен срок оформления права собственности на земельные доли после 27 января 2009 года? Вантеева А.Ф. – депутат Думы муниципального образования «Новая Ида»
Ответ: Федеральным законом от 30.12.2008 №297-ФЗ внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которыми договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, т.е. до 27 января 2010 года.
Вопрос: 13 мая 2009 года состоялось заседание Думы Куйтунского муниципального образования, одним из вопросов повестки дня заседания Думы был вопрос «О выделении бюджетных денежных средств». По результатам рассмотрения данного вопроса Думой Куйтунского муниципального образования было принято решение о выделении денежных средств в размере 440000 руб. (четыреста сорока тысяч рублей) из бюджета Куйтунского городского поселения на погашение задолженности возникшей в результате внедоговорных отношений с Куйтунским филиалом ФГУ «Управление «Иркутскмелиоводхоз» на техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию водоразводящих сетей в р.п. Куйтун с 01.01.2009 года по 01.05.2009 года.
С решением Думы не согласны, просим Вас проверить законность данного решения, и дать правовую оценку. Глава Куйтунского городского поселения Г.А. Манух
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Принимая во внимание, что проверка законности принимаемых органами местного самоуправления муниципальных правовых актов требует анализа действующего законодательства и непосредственного изучения соответствующих документов, на основании которых Думой Куйтунского муниципального образования было принято решение о выделении денежных средств из местного бюджета на погашение задолженности Куйтунскому филиалу ФГУ «Управление «Иркутскмелиоводхоз», и находится в компетенции органов прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение и исполнение законов органами местного самоуправления является предметом надзора органов прокуратуры. Следовательно, Вы можете направить письменный запрос о проверке принимаемых решений в органы прокуратуры.
Вопрос: В повестку дня заседания Думы Куйтунского муниципального образования по инициативе депутатов Думы включен вопрос о внесении изменений в структуру администрации Куйтунского городского поселения. Формирование структуры администрации, внесение в нее изменений, относится к полномочиям Главы поселения. Утверждение структуры в соответствии п. 2 части 2 статьи 31 Устава Куйтунского муниципального образования относится к полномочиям Думы поселения, с представления Главы поселения. Глава с представлением на Думу поселения об изменении структуры не выходила. Ранее структура была утверждена Думой поселения в начале года. Просим Вас дать правовую оценку.
Глава Куйтунского городского поселения Г.А. Манух
Ответ: Определение структуры местной администрации относится к полномочию главы местной администрации, поскольку на него возлагаются повседневное управление местными делами. Глава местной администрации представляет структуру на утверждение представительного органа муниципального образования.
В Уставе Куйтунского городского поселения содержится норма об утверждении представительным органом муниципального образования структуры местной администрации по представлению главы местной администрации.
Поскольку структура местной администрации утверждается предстательным органом муниципального образования, то внесение изменений и дополнений в структуру также подлежит утверждению представительным органом муниципального образования по представлению главы местной адмистрации.
Вопрос: Имеет ли право глава администрации городского поселения, ссылаясь на статью 217 Бюджетного Кодекса РФ и на то что бюджетные ассигнования поступили в конце года (после последних изменений в бюджет) вносить изменения в доходную и расходную части бюджета своим распоряжением, не вынося вопрос о внесении изменений на рассмотрение представительного органа городского поселения?
Правомерно ли внесение изменений в бюджет городского поселения, представительным органом, по вышеуказанным причинам - в январе месяце следующего года?
Правомерно ли требование, после проведения внешней проверки отчета по исполнению бюджета, привести в соответствие плановые и отчетные показатели, а так же внесение изменений, в бюджет прошедшего года, на основании проверки, в любом из месяцев в текущем году следующим за отчетным?
Клокова Татьяна Николаевна - Председатель Думы Кропоткинского городского поселения.
Ответ: В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:
- в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
- в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;
- в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;
- в случае получения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете;
- в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с настоящим Кодексом;
- в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с настоящим Кодексом;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.
Таким образом, изменения по основаниям предусмотренным пунктом 3 статьи 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, могут быть внесены в сводную бюджетную роспись.
В соответствии со статьей 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюждете. Финансовый год совпадает с календарным и длится с 1 января по 31 декабря, то есть составляет 12 месяцев.
Следовательно, внесение изменений в бюджет муниципального образования после окончания финансового года не правомерно.
Вопрос: Каким образом и кем должно (или может) быть оформлено расторжение трудовых отношений с председателем контрольно-счетной палаты в соответствии с действующим законодательством.
Медко Антон Алексеевич – заместитель председателя Думы города Ангарска
Ответ: Пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается порядок формирования контрольного органа. Так, контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Тот или иной способ формирования контрольного органа должен быть предусмотрен уставом муниципального образования.
В данном случае формирование контрольного органа муниципального образования в компетенции представительного органа муниципального образования. Так, в подпункте 2.8 пункта 1 статьи 29 Устава города Ангарска указано, что в исключительной компетенции Думы находится формирование контрольно-счетной палаты и определение порядка ее деятельности.
В пункте 1 статьи 44 Устава города Ангарска указано, что председатель контрольно-счетной палаты назначается на должность и освобождается от должности решением Думы.
В абзаце третьем статьи 11 Положения о Контрольно-счетной палате города Ангарска, утвержденного решением Думы города Ангарска от 20.04.2006 №75-11гД (в редакции решения Думы города Ангарска от 26.03.2008 №76-07гД), указаны основания по которым могут быть досрочно освобождены от должности решением Думы председатель, аудиторы контрольно-счетной палаты. Так, в решении Думы города Ангарска от 12.05.2009 №278-22гД «О досрочном освобождении от должности председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска Кажаевой Светланы Борисовны за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей» указано основание, как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пункту 4 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно лишь по основаниям, указанным в статье 81, в которой конкретизируются основания увольнения по инициативе работодателя.
В статье 19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», указаны дополнительные основания для расторжения трудового отношения, помимо предусмотренных норм статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Председатель контрольно-счетной палаты в соответствии с Уставом муниципального образования, замещает должность муниципальной службы, установленную в соответствии с Законом Иркутской области от 15.10.2009 №89-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соответствии должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области». На него в полной мере распространяются положения федерального и областного законодательства о муниципальной службе, включая основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Следовательно, для расторжения трудового договора с председателем контрольно-счетной палаты города Ангарска, в трудовую книжку должны быть внесены основания, предусмотренные статьей 81 Трудового Кодекса Российской Федерации или статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Формулировка, указанная в решении Думы города Ангарска «ненадлежащие исполнение служебных обязанностей», как основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в трудовом законодательстве отсутствует.
Общий порядок расторжения трудового договора с муниципальным служащим регулируется статьей 84.1 Трудового кодекса.
Вопрос: Могут ли муниципальные служащие работать по совместительству в другом муниципальном учреждении или по договорам гражданско - правового характера. С уважением, Председатель Думы Алексеевского муниципального образования Завьялова Оксана Николаевна
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с некоторыми ограничениями, установленными указанным Законом. Ограничений на совмещение должностей данный Закон не содержит.
Так, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливается право муниципального служащего на выполнение иной оплачиваемой работы. Муниципальный служащий имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) (ст. 60.1 ТК РФ) по договорам гражданско-правового характера. Совместительство - выполнение муниципальным служащим другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Более того, муниципальному служащему не требуется получать согласия у представителя нанимателя на выполнение иной оплачиваемой работы, муниципальный служащий должен лишь письменно уведомить об этом представителя нанимателя. Соответственно представитель нанимателя не имеет права запрещать муниципальному служащему, заниматься иной оплачиваемой деятельностью или каким-то образом влиять на принятие муниципальным служащим решения заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены виды деятельности, которые не может совмещать муниципальный служащий в связи с прохождением муниципальной службы. А именно, муниципальному служащему запрещается:
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- избираться или назначаться на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также на должность государственной службы;
- избираться или назначаться на муниципальную должность;
- избираться на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Можно ли иным способом, кроме опубликования в официальном печатном органе, доводить до избирателей нормативно-правовые акты, принимаемые Думой поселения. Спасибо. Председатель думы Бодайбинского городского поселения Лемешко В.И.
Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Учреждение данного средства массовой информации является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Соответственно, муниципальные правовые акты и иная официальная информация могут публиковаться в иных средствах массовой информации, если это установлено уставом муниципального образования и обеспечивает возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно пункту 1 статьи 51 Устава Бодайбинского муниципального образования, опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, с которым имеют возможность ознакомления жители поселения.
Опубликование муниципального правового акта - это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст акта. Следует отметить, что любой нормативно-правовой акт вступает в силу только после его опубликования (обнародования), а не с момента его принятия или подписания, для того чтобы жители имели возможность ознакомится с его содержанием. Дата опубликования имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие).
В данной норме реализуется принцип открытости и гласности деятельности органов местного самоуправления. В случае невозможности опубликования муниципальных правовых актов (например, из-за отсутствия типографии, слабой материально-технической базы) органы местного самоуправления должны обеспечить жителям возможность ознакомиться с ними. В этом случае органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов, например, через доски объявлений у зданий местных администраций, через радиоточки, через депутатский корпус, через социальных работников и т.п.
Вопрос: Согласно статье 11 Регламента Думы городского поселения протокол заседания Думы ведет должностное лицо администрации поселения. Является ли правомерным требование главы поселения вменить обязанности секретаря для ведения протоколов заседаний одному из депутатов Думы, ссылаясь на то, что должностное лицо администрации является муниципальным служащим и в связи с этим не имеет право вести протоколы заседаний Думы городского поселения. Председатель Думы Усть-Удинского городского поселения - Пастернак Наталья Андреевна.
Ответ: Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа должны быть урегулированы вопросы организации деятельности представительного органа, в том числе созыв и ведение заседаний этого органа, соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия правовых актов этим органом.
В действующем законодательстве не содержится запрета на то, что муниципальный служащий администрации муниципального образования не имеет право вести протоколы заседаний представительного органа муниципального образования.
Следовательно, организация и ведение протокола заседания представительного органа может быть урегулировано соглашением, подписанным председателем Думы и главой муниципального образования.
Вопрос: Могут ли депутаты Думы городского поселения вносить изменения в "Положение об оплате труда Главы муниципального образования" в части уменьшения размера оклада, надбавок и прочих выплат. Какова процедура принятия данного решения. Председатель Думы Усть-Удинского городского поселения - Пастернак Наталья Андреевна.
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельны в определении размеров и условий оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений. Но, согласно пункту 2 статьи 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 10% собственных доходов, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ устанавливаются нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Так, нормативы формирования расходов на оплату труда глав муниципальных образований, являющихся сельскими, городскими поселениями, регулируется постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 №114-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межмуниципальных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух их трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджетов».
Вопрос: Как поступить в случае, сли Глава поселения неоднократно отказывается подписывать решение, принятое на заседании Думы, не смотря на то, согласно п.13 статья 35 ФЗ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6.10.2003 г и п.6 ст.47 Устава Муниципального образования было повторное рассмотрение решения в ранее принятой редакции и депутаты Думы единогласно поддержали принятие данного решения в ранее принятой редакции. Председатель Думы Усть-Удинского городского поселения - Пастернак Наталья Андреевна.
Ответ: Согласно пункту 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования наделен правом отлагательного, а не абсолютного вето, поскольку представительному органу муниципального образования предоставляется право повторно рассмотреть отклоненный нормативный правовой акт на своем заседании. Если при повторном рассмотрении этот акт будет одобрен в раннее принятой редакции большинством (не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования), то вето главы муниципального образования считается преодоленным. В этом случае глава муниципального образования обязан в течение семи дней подписать нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования и обнародовать его. Кроме того, представительный орган муниципального образования в праве обратиться в органы прокуратуры или суд с целью понуждения главы поселения выполнить возложенную на него законодательством обязанность по подписанию и обнародованию нормативного правового акта.
Вопрос: Включается ли в величину минимального размера оплаты труда районный коэффициент?
Ответ: В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях относится к компенсационным выплатам за работу в особых климатических условиях. Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, в том числе за работу в особых климатических условиях) являются составной частью заработной платы (оплаты труда работника).
Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.
Необходимо отметить, что институт минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 1 сентября 2007 года претерпел значительные изменения.
Так, до 1 сентября 2007 года Трудовым кодексом Российской Федерации было дано легальное определение минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда). Под минимальным размером заработной платы понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом Трудовым кодексом Российской Федерации прямо было установлено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2007 года, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно Федеральному закону от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 1 сентября 2007 года, вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В настоящее время в Трудовом кодексе Российской Федерации закреплено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Практика применения судами норм трудового законодательства при судебном рассмотрении вопросов соблюдения требования о недопущении выплаты работникам заработной платы в размере меньшем минимального размера оплаты труда показывает, что судами принимается во внимание размер месячной заработной платы работника в целом, которую он получает, полностью отработав за этот период норму рабочего времени и выполнив нормы труда (трудовые обязанности). В указанный размер включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе районный коэффициент к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2008 года №83-Г08-11, от 17 сентября 2008 года №3-Г08-15).
Вопрос: Обязан ли Председатель Думы муниципального образования иметь высшее образование? И если да, то подскажите ссылочки на законы. Спасибо. Авдеева Татьяна Евгеньевна - помощник председателя Думы муниципального образования "город Свирск".
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не все должности в органах местного самоуправления являются должностями муниципальной службы. Соответственно не все лица, замещающие должности в органах местного самоуправления, являются по статусу муниципальными служащими.
В структуру органов местного самоуправления включены муниципальные должности, замещаемые на основе выборов. Муниципальные должности могут замещать:
- депутаты, члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
- должностные лица местного самоуправления, выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;
- выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании на муниципальных выборах;
- члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.
Указанные лица замещают муниципальные должности на основе выборов, и не являются по статусу муниципальными служащими.
На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего.
Вопрос: Может ли глава администрации поселения требовать сокращения должности делопроизводителя Думы, если тот не является муниципальным служащим, при этом возлагая обязанности делопроизводства на председателя? Какими законами регламентируется решение такого вопроса? СПАСИБО. Клокова Татьяна Николаевна - Председатель Думы Кропоткинского городского поселения.
Ответ: На основании части 9 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
При этом на основании части 15 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.
Кроме того, на основании пункта 8 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (включая деятельность представительного органа муниципального образования).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» допускается возможность установления в органе местного самоуправления должностей, не являющихся муниципальными должностями или должностями муниципальной службы, т.е. должностей для технического обеспечения деятельности органа местного самоуправления. На работников, замещающих такие должности (технический персонал), трудовое законодательство распространяется в полной мере.
Следовательно, право заключения и расторжения трудовых отношений находится в компетенции руководителя представительного органа муниципального образования.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным (частным) учреждением. При этом порядок финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В связи с тем, что представительный орган муниципального образования наделяется правами юридического лица и является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, он может быть только бюджетным учреждением.
Положениями статьи 70 БК РФ регламентируются расходы бюджетных учреждений.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Следовательно, на основании статьи 70 БК РФ представительный орган муниципального образования вправе расходовать средства на оплату труда, командировочные расходы и иные расходы, связанные с организацией и деятельностью представительного органа муниципального образования.
Таким образом, решение вопросов изменения штатного расписания представительного органа поселения находится в компетенции председателя представительного органа как представителя нанимателя для работников данного органа. Глава администрации поселения как должностное лицо местного самоуправления вправе поставить такой вопрос перед председателем Думы городского поселения лишь в порядке взаимодействия органов местного самоуправления. Данный вопрос не относится к числу обязательных для рассмотрения Думой, как, к примеру, вопрос о рассмотрении внесенного главой администрации проекта местного бюджета. Учет мнения главы администрации в данном вопросе может быть осуществлен председателем Думы по собственному усмотрению.
Вопрос: На кого возлагается исполнение организационных функций Думы в период сложения полномочий председателя Думы, если новый председатель Думы ещё не избран? Музлова Ольга Петровна – юрист Думы МО города Братска
Ответ: Полномочия субъекта, на которого возлагается обязанность по организации деятельности представительного органа в период сложения полномочий председателя Думы, могут быть определены уставом муниципального образования, регламентом представительного органа или иным нормативным правовым актом.
Так, например, в Регламенте Думы г. Кирова отмечено, что в случае если Дума примет решение об освобождении от должности председателя Думы, либо о досрочном прекращении его полномочий, исполнение обязанностей председателя Думы возлагается на его заместителя до избрания нового председателя.